Горболина Софья Сергеевна

История Суксунского самовара

Я написала о бренде нашего Суксуна, о самоваре. Суксун когда- то был известен не только жителям Прикамья, но и всей России благодаря заводу, производившем самобытные и стильные самовары.

История  Суксунского  самовара

         Посёлок  Суксун, который располагается на юго- востоке Пермского края, славен тем, что в 18 веке кустари – медники  производили  важный предмет быта, символ семьи, уюта и гостеприимности – самовар.

         В местном краеведческом музее, на втором этаже два зала посвящены истории Суксунского самовара. Дом, где находится музей - историческое здание, которому более ста лет. Оно входило в архитектурный комплекс стиля «модерн», в нём в старину проживала прислуга  Ивана Григорьевича Каменского, пермского промышленника, мецената, видного общественного деятеля,  совладельца Камского речного пароходства.

      Я предлагаю читателям экскурсию по нашему музею. Надеюсь, кого-то заинтересует тема истории самовара и найдутся желающие посетить наш замечательный  посёлок и увидеть экспонаты вживую.

         Итак,  если мы   поднимемся по узкой лестнице музея  на второй этаж , то  сначала пройдём в помещение справа. Наш взгляд  сразу остановится на  большом панно,  где  изображён Суксун еще в 1860 - м году, автор акварели – художник Щербаков. Это постер, подлинник находится в Государственном историческом музее в Москве. Мы видим  в центре картины плотину, справа– фрагмент  пруда, слева – старинные цеха  медеплавильного  завода.  На дальнем плане виднеется Церковь Вознесения Господня, слева среди деревьев расположилась заводская  контора.

         Дата основания нашего посёлка  - 1651- й год. Акинфий Демидов, знаменитый заводчик, в 1725-м году начал строительство медеплавильного завода в Суксуне. Но сначала следовало построить плотину. Крестьяне привезли на подводах возы хвороста, брёвен, земли.  Запрудили речку Суксунчик, соорудили плотину и слева от  неё   возвели цеха    медеплавильного  завода. Месторождения медистого песчаника располагались между Камой  и  Сылвой. Первое время Суксун имел собственные медные рудники, а потом чёрная медь стала поступать из Бымовского, Шаквинского  и Ашапского заводов.  На суксунском заводе медь  переплавлялась в чистую, расковывалась в полосы, из которых делали медную посуду. Сбитенники, ковшы, кувшины, что только не изготовляли суксунские умельцы! Но особой славы удостоился самовар, он занимал почётное «царское место» среди всех изделий. В зале  широко  представлены витрины с  ковшами, рукомойниками, сбитенниками.

         Самовар был не просто водогрейным прибором, для русского быта он значил гораздо больше. Он  был символом семейного очага, уюта, дружеского общения и материального благополучия. За самоваром решались деловые вопросы, без него не обходились и жаркие политические споры. Сколько пословиц и поговорок посвящено этому замечательному сосуду! «Самовар кипит – уходить не велит», «Самовар, что море Соловецкое, пьют из него за здоровье молодецкое», в эти пословицах чувствуется уважительно-доброе отношение к самовару, которое он заслужил за многие сотни лет существования.

         Живописные произведения со сценами чаепития за самоваром появлялись  на полотнах  многих русских художников, таких как Петров- Водкин, Игорь Грабарь, Борис Кустодиев, Констанитин Коровин. Изображения самоваров были популярны и в  народном декоративно- прикладном творчестве. Их  рисовали на прялках, подносах, берестяных коробках.

         В Европе самовар называли «русской чайной машиной», иностранцы  удивлялись способности самовара издавать звуки, указывающие на различные стадии кипения воды: «поёт», «шумит», «бурлит».

         Урал, наряду с  такими традиционными центрами по изготовлению медной посуды, как Тула, Вологда, Кострома, становится крупным производителем этих изделий. Именно на уральских заводах складываются основные приёмы выделки медной посуды, которые в будущем будут использоваться при изготовлении самоваров.

         Первый суксунский самовар упомянут в документе 1740 года –«самовар с прибором медный , лужёный, весом 16 фунтов». Имелась  даже особая форма местного  самовара – в виде античных амфор с высоко поднятыми изящными ручками. Суксунские мастеровые украшали их орнаментами и чеканками. Первоначально самовары изготовлялись на медеплавильном заводе. На стендах представлены старинные суксунские самовары.

          Работа медеплавильных заводов была неустойчива, зависела от рудной базы, топлива, от наличия у владельцев оборотного капитала.  В 1862 году завод временно закрылся.  Многие мастеровые стали заниматься производством самоваров и медной посуды на дому.  Так возник кустарный промысел. В начале двадцатого века в Суксуне насчитывалось 50 кустарных хозяйств. Появились  владельцы самоварного промысла, частные фабриканты. У  Василия Помыткина в 1903 году  трудилось 43 наёмных  рабочих. У Николая Шарлаимова в подчинении было 36 мастеровых, у Андрея Панфилова – 35.  Владельцы таких мини - фабрик были одними из самых богатых людей Суксуна. В таких мастерских изготовляли 5 тысяч самоваров! А в совокупности, в мелких и крупных мастерских в год производили 25 тысяч самоваров. На стенде представлены фотографии этих людей,их дома на улицах Суксуна.

          Пройдём в зал слева. В большинстве своём самовары производили мелкие кустари, работавшие бригадами от двух до пяти человек. Иногда это было семейное производство, и каждому работнику  отводилась определённая функция. Мастерские величиной с баню были построены  в больших  огородах.  Обратите внимание на механизмы и приспособления мастерской, перед нами  фрагмент такой мини - фабрики. Мы видим давильный станок, колесо ручного привода. Все эти предметы старинные, из той  далёкой  эпохи. Основная работа: вырезка всех деталей, спайка корпусов и дымовых труб , их проклейка , давка проходила в мастерской. Когда сборка самоваров была закончена, их  везли на улицу Заречную никелировать к местному  мастеру Степанову. Кустари делали самовары  разных фасонов, но самыми популярными были в форме  «банки» и  «рюмки».

         Затем самовары  отправляли  на  ярмарку  в Пермь. Запрягали  несколько  лошадей, вооружались ружьями и кистенями, ведь тогда на дорогах орудовали разбойники.

                  В посёлке перекупщики брали самовары по 8- 10 рублей  за штуку. На ярмарках в городах  они продавались по 50-60 рублей .Суксунские самовары были отмечены наградами на всероссийских промышленных  выставках. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году наряду с Каслинским чугунным литьём , Урал был представлен самоваром  Григория Помыткина и  особо отмечен наградой.

          И сбитенник медный,

          И маленький чайник,

          Клубился из горлышка пар!

          В далёком Париже совсем не случайно

          Вдруг наш засиял самовар!

         В 1918 году частные фабрики были национализированы, а их владельцы высланы  в северные районы. Когда поутихли классовые бои, кустари - медники взялись за обустройство промысла самостоятельно. В  двадцатые  годы  была создана  промыслово - производственная артель «Медник». Артель унаследовала помещения и оборудование фабрики Панфилова.

         В 1972-м году построили трёхэтажный Завод металлоизделий из белого кирпича. Были закуплены станки, необходимые  материалы, оборудование. Завод предоставил жителям посёлка  500 рабочих мест. Самовары выпускались и круглые , и форме рюмки, и миниатюрные сувенирные. К самовару  полагался поднос, а сверху находился заварочный чайник. Продукция была  востребована  во всех уголках Советского Союза. А в 70-х годах начали выпускать  самовар в форме космического спутника, дизайн разработал уроженец Суксуна, художник Константин Мильевич Собакин. Тема космических полётов в то время была очень актуальна, и эти самовары были подарены нашим советским  космонавтам перед полётом в космос.

         Недалеко от завода находился просторный клуб, где была библиотека и зрительный зал. Клуб был культурным пространством заводчан,  там  показывали  фильмы, представляли  спектакли  местного народного  театра. Жизнь тогда была насыщенной и интересной.

         Время шло, в 1991 году  поменялся общественно- политический строй. Предприятие в середине девяностых  выкупил местный бизнесмен,  после чего завод  интенсивно работал.  Самовары стали расписывать яркими красками. Это были и любимые всем суксунские пейзажи, и цветочные орнаменты. Есть в нашем музее очень большой самовар, на его тулове изображён старейший рабочий завода - Василий Утёмов. В начале двухтысячных годов завод приобрели  заезжие  частные предприниматели  и с этого времени начался спад и неопределённость в жизни предприятия. Владельцы  не ладили между собой. Продукцию ещё  несколько лет выпускали, но объёмы значительно снизились. Последнюю партию самоваров выпустили в 2007 году и завод был закрыт.

         Сейчас он представляет собой жалкое зрелище. Оборудование и материалы, которых хватило бы ещё на долгие годы производства, растащено. Батареи выломаны, чёрные дыры вместо окон зловеще зияют пустотой.

         Будет ли восстановлено когда - то известное на всю Россию предприятие? Возродится ли в Суксуне  замечательный промысел, который был своеобразным  брендом нашей территории? Пока  на этот вопрос не может ответить никто. Но хочется верить,что произойдёт чудо и суксунские самовары снова будут радовать глаз и собирать всех людей за праздничным столом.

         А пока  миниатюрные керамические и селенитовые  самоварчики, которые делают местные умельцы представлены на витрине сувениров Суксунского краеведческого музея и напоминают туристам и жителям посёлка о когда- то  знаменитом  символе нашего района.

         В старинном суксунском  парке с вековыми липами,  на аллее красуется памятник самовару высотой  три  с небольшим метра пермского скульптора Ивана Сторожева. И местные жители, и туристы любят фотографироваться на фоне замечательного  символа нашего Суксуна.

         Приезжайте к нам в Суксун, увидите много интересного!