Кондаков Владимир

"Кто придумал слово "самолёт"?"

Творческая работа в жанре очерка о доме-музее В. Каменского.

«Кто придумал слово «самолёт»?»

Казалось бы, все знают, что такое самолёт. Эта машина появилась в начале 20 века и очень изменила жизнь всего человечества. Получается, что и слово «самолёт» тоже новое слово. А то, что его придумал наш земляк Василий Каменский, я узнал после посещения дома музея поэта в селе Троица.

Так кто же такой Василий Каменский? Поэт-футурист, авиатор, художник, писатель и просто человек, который очень любил жизнь и называл себя «непромокаемым энтузиастом».

Экспозиция музея начинает рассказ с детских лет Василия. Родился Вася 17 апреля 1884 года в с. Боровское Пермской губернии. В возрасте 5 лет мальчик потерял родителей и воспитывался в семье тёти Александры Гавриловны Трущовой. Он рос  вместе с братьями на вольном воздухе на берегу Камы.  Маленький мальчик привязался к реке всей душой. Каменскому так хотелось быть сыном Камы, что он и фамилию свою объяснял слиянием двух слов – «камень»  и «Кама».  Любимой реке Каме В. Каменский посвятил много стихов, одно из них мне очень понравилось, называется оно «На камском пароходе».

 Детство Василия закончилось вместе со смертью кормильца. В 17 лет Каменский стал жить самостоятельно. За короткий период времени он поработал конторщиком, увлёкся театром, поработал на железной дороге и даже начал учиться рисовать. Но литература и поэзия всё же перевесили все увлечения.                                                                                   

В 1906 году  он оказался в Петербурге в среде молодых, ярких поэтов Владимира Маяковского и Давида Бурлюка  Они, как и В. Каменский, искали свой язык, свою «песню». Называли они себя «будетлянами», от слова «будет», это были первые русские футуристы. Владимир  Маяковский использовал слово «будетляне» называя так людей будущего.

     Поэт В. Каменский вошёл в историю футуризма как создатель нового направления в поэзии,  «железобетонных поэм». Сегодня в доме-музее поэта посетителям предлагают пройти квест на складывание этих поэм из  деревянных досочек. Поверьте, мне это удалось не сразу. Зато  прочитать эти стихи может каждый по-своему, как ему нравится!

Дальние страны всегда тянули к себе свободного уральского юношу.  «Я люблю всматриваться в спокойную даль небес и мечтать о разных вещах, возможных и невозможных». Небо научило В. Каменского мечтать, а будетляне добавили ему смелости и свободы. Но мир в это время тоже не стоял на месте!

В конце 1903 года состоялся первый успешный полёт самолёта, который  совершили  американцы братья Райт, а летом 1909 года   француз Луи Блерио пролетел над проливом Ла-Манш на аэроплане собственной конструкции. В Европе ликовали, поэты и художники писали поэмы и картины прославляя нового героя.

Не остались в стороне и будетляне - они восприняли полёты аэропланов как новое искусство. Они жарко спорили, дискутировали и мечтали. А наш земляк  Вася Каменский понял - надо взлетать!

 «Мы, будетляне, должны летать… И вот, друзья, клянусь вам: я буду авиатором». Такую  клятву дал Каменский и начал осваивать опасную профессию. В 1911 году он сдал экзамен на звание лётчика-авиатора международного класса и купил свой аэроплан.

Авиаторский опыт стал для В.Каменского источником поэтического творчества. Стихи того времени отражают взгляд  на «аэроэпоху». Многие слова он сам придумывал, они передавали разные стороны полёта. Например, это слова «летайность», «летивый дух»  из стихотворения «Лечу».  

В этом же году Каменский приехал в Пермь и совершил показательный полёт на ипподроме около Солдатской слободы. Вот так описывали очевидцы первый полёт  поэта: «В назначенный день аэродром был переполнен желающими посмотреть первый в Перми полёт невиданной раньше машины. Но произошла неудача, когда Каменский немного поднялся в воздух, то зацепился за забор и поломал свой аппарат. Однако он его быстро починил и продолжал радовать пермяков своими полётами». Благодаря смелости этого человека пермяки впервые увидели аэроплан. В историю нашего края и в историю русского языка поэт В. Каменский вошёл и как создатель самого слова «самолёт», ведь до этого все знали только слово «аэроплан».

В мае 1912 года лётчику В. Каменскому не повезло. Во время сильной грозы он потерпел крушение возле польского города Ченстохова. Когда лётчик ещё лежал без сознания, газеты опубликовали некрологи и жители города несли цветы погибшему герою, которому было всего 28 лет. Но смелому авиатору–поэту повезло, он выжил. После выздоровления, пережив сильное потрясение, Каменский больше никогда не летал, но до конца жизни интересовался лётчиками и их успехами, дружил с Валерием Чкаловым и его семьёй.

В музее представлен интересный экспонат. Железная пластина с висящим на верёвке тяжёлым шаром, под ними нарисована лужа крови. Когда шаром ударяют по пластине раздаётся грохот. Таким образом весёлые футуристы представляли падение Василия Каменского с аэроплана. А           В. Маяковский  давал такое объяснение: «…это не картина, а весёлая игра, изображающая гром радости по случаю того, что хотя Вася и упал с аэроплана, но остался жив».

На средства, вырученные от полётов, В. Каменский приобрёл землю под Пермью, где  основал хутор Каменка. Он стал его домом на 20 лет. В 1931 году все земли и постройки Каменки были переданы в колхоз. Знаменитый сейчас «Дом Каменского» в с. Троица он получил взамен хутора. На втором этаже сохранившегося дома поэта есть  кабинет, где находятся его вещи привезённые из многих стран: восточный ковёр, кукла-персиянка, макет парохода с именем Каменского, патефон.

Но всё же главным символом дома-музея Василия Каменского  стали маленькие макеты самолета системы «Блерио», того самого, на котором поэт и авиатор покорял сердца современников.