Дарования Прикамья

Суслова Екатерина Александровна

Теплый дом у холодной воды

Работа посвящена замечательному художнику Прикамья - Константину Мильевичу Собакину, уроженцу Суксуна, который дарит красоту своих работ всем посетителям своего необыкновенного дома.

                      Суслова Екатерина Александровна            

                          Теплый дом у холодной воды.

        

        Мой родной поселок носит название Суксун, что в переводе с тюркского означает холодная вода. Главное украшение поселка – большое зеркало пруда и вода в нем действительно прохладная. По  берегу  пруда построено много домов, но есть среди них один необычный дом, который знают все жители Суксуна .    Дом  из светлого кирпича, крепкий и основательный, как  гриб – боровик. Крышу, окна и палисадник украшает деревянная резьба.  А необычен этот дом тем, что двери его всегда открыты. И любой человек, откуда бы он ни был, может прийти в этот дом. И хозяин, известный человек, заслуженный художник России,  Константин Мильевич Собакин,  радушно встретит гостя и покажет свой удивительный  мир.

         Вот и мы с одноклассниками впервые  пришли на экскурсию  в этот дом. Художник встречает нас на полянке. Прямо у входа мы увидели прямоугольную большую икону, сделанную из камня. Константин Мильевич рассказывает нам, что он вырезал на этой мраморной доске Казанскую божью матерь, которую считает своей покровительницей. Ведь оказывается, он родился четвертого ноября, в ночь на  праздник Казанской иконы Божьей Матери.  Художник приглашает нас войти во двор. Пространство двора, отделанное красивой золотистой вагонкой, совсем не предназначено  для хозяйственных дел. Глаза разбегаются! Сколько здесь красивых скульптур! Художник показывает свои, как он их называет, головные   портреты в металле.  Вот внимательно, с хитрым прищуром смотрит на нас  скуластый  Василий Шукшин, рядом о чем - то  задумался пермский художник Олег Коровин. Здесь же представлены головные скульптуры из другого материала, из камня. Всматривается вдаль художник Михаил Брусиловский, о чем - то грустит другой живописец – Александр Репин. Моя рука невольно так и тянется к теплой женской  голове из дерева – она так ласково и приветливо смотрит на меня! « Это Флора, - поясняет художник. - Она сделана из капа, это такой нарост на березе. Я как этот нарост в лесу  увидел, так и проступили черты этой милой женщины. Природа сама все делает, нужно только немного доработать». Удивительно, как глаз художника видит необычное в тех предметах, мимо которых мы зачастую проходим, не обратив внимания.

     Художник ведет нас в дом. Сколько там всего интересного! На полочках кухни стоят красивые самовары.  Все они сделаны руками наших суксунских умельцев много - много лет назад. А один самовар выделяется своей необычной формой. Корпус самовара - большой шар, который «обнимает» плоское кольцо, заварочный чайник сверху – тоже шар, но маленький.  «Это самовар – спутник, - рассказывает Константин Мильевич.- Я разработал его конструкцию  к очень важному для нашей страны событию – полету человека в космос. Выпускали его на суксунском заводе, отправляли в Москву и даже дарили летчикам - космонавтам после завершения очередного полета».  Художник показывает свои изделия из металла – электрочайники. Они такие разные, как будто у каждого свой характер. Одни стройные, с длинной шеей, другие – маленькие, круглобокие. Все украшены узорчатым  чеканным орнаментом.

    Константин Мильевич  держит в руках большую конфетную коробку. Открывает ее – а там вместо конфет обыкновенные речные разноцветные гальки, собранные на огороде. Оказывается, они такие разные – и желтые, и красноватые, и белые, и светло - коричневые. Художник придумал интересный прием : выкладывает из галек оригинальные  мозаичные портреты. Мы видим на стене его домашней галереи портреты исторических деятелей – Акинфия и Никиты Демидовых, пермских художников – Евгения Широкова и Александра Репина, портреты родственников Константина Мильевича. Интересно панно «Следы предков», в которое , кроме галек включены старинные предметы, найденные художником на огороде, на берегу пруда. Здесь и пули времен гражданской войны, монеты, фарфоровые черепки, самоварные краны.

       Художник показывает нам  красивое резное кресло из дерева. Сделал его из большого пня. Мы наперебой фотографируемся в этом чудесном кресле. Еще у него есть красивый деревянный столик и кадки – стулья, на которых можно сидеть. Все они украшены прорезной резьбой.

         Много еще чего интересного мы увидели у художника. Бусы, сделанные из косточек персика, оригинальные серьги и перстни  с вставками из перламутровых ракушек, которые покрывают дно нашего пруда.

 

           Идем дальше, в следующие комнаты.  Стены увешаны работами художника. Здесь самая  настоящая художественная галерея. Константин  Мильевич показывает свои  ранние работы в масле. У каждой работы свое настроение. Вод старенький суксунский домик оживает на фоне нежно - голубого весеннего неба, рядом – знойный июльский полдень, люди отметывают сено в стога. Интересная картина, на которой изображен суксунский рынок середины двадцатого века – мужики оживленно разговаривают между собой, а вокруг разложен товар – деревянные кадки, коромысла, корыта. Глядя на эту работу окунаешься в атмосферу прошлой жизни. Главным своим призванием художник считает акварель. Он говорит нам, что в акварели, как и в музыке, может работать только профессионал и чтобы стать настоящим акварелистом нужны годы труда.

       Константин Мильевич рассказывает нам, что в семидесятые годы двадцатого века он с художниками ездил в экспедиции по городам Советского Союза. Был он на Сахалине и Дальнем Востоке , Средней Азии и в Крыму, в Армении и Заполярье. Впечатления от этих поездок мы увидели в его акварельных работах. Вот облако нежной розовой дымки окутало деревья – это цветет урюк в Средней Азии. На другой работе большая арка, а дальше  тропинка ведет нас  в таинственный ночной мир старинного  узбекского кладбища. Горы Армении величественно и строго смотрят на нас с полотна. На  берегу  Японского моря безлюдно, а само море - хмурое и серое  и только  виднеются вдали маленькие темные точки рыбацких  лодок .

         Много акварелей художника посвящены родному Прикамью. Тут и река Чусовая, и Кама, и Сылва. Вот очертания Полюда – камня  проступают сквозь плотный туман. Вот плывет красивый белый корабль по реке Кама. В суксунских работах чувствуется любовь к родной земле, к землякам, к своей малой родине, к отчему дому.  Дом пермского пароходчика и купца Ивана Каменского был настоящим украшением поселка. Собакин пишет его в разных состояниях – зимой, осенью , весной  и летом. На нежных акварельных пейзажах по – сырому синеет суксунский сосновый бор, в водах пруда  отражаются нежные облака, виднеются вдалеке пологие суксунские горы.    Его живопись пробуждает в душах людей светлые чувства. Это и есть главная задача искусства.

         Главное, что объединяет все работы – то, что сделаны они с большой любовью  и теплотой. У мастера действительно золотые руки. Он обладает удивительным умением извлечь красоту из всего, что попадает в его поле зрения. Мы благодарим Константина Мильевича за интересную экскурсию и прощаемся с ним и его замечательным домом. И хотя этот дом находится у холодной воды – он настоящий остров тепла и любви.