VI Детский творческий фестиваль-конкурс

logo_darovaniya_2018

Крылосова Варвара Андреевна

Незабытые тайны Фаворской горы

В форме литературной экскурсии раскрывается история создания замечательного исторического места Еловского района Пермского края близ поселения Фаор - Спасо - Преображенского мужского монастыря (пустыни).

Незабытые тайны Фаворской Горы.

Литературная экскурсия

Я рада пригласить тебя, мой дорогой слушатель, на экскурсию в мой родной Еловский муниципальный район, где в девяти километрах от районного центра села Елово уютно расположились лесистые горы с небольшой деревенькой Фаор. 

Родилась я и выросла в Елово, но историей Фаворской пустыни заинтересовалась я благодаря  родителям, решившим благоустроить роднички этого святого места, а я с братом и сестрой им помогала.

Перенесёмся в далёкий 1908 год. Здесь на территории нынешнего психоневрологического интерната начинается обустройство иноческой обители. Кто такой инок? Конечно же, ты помнишь, мой дорогой слушатель, что это монах. Вообще же стоянки, селища и городища на территории Фаора относятся к Гляденовской культуре, это третий и пятый века до нашей эры.

Продолжим рассказ. При содействии Белогорского монастыря, что в Кунгурском районе находится, и с согласия Священного Синода Пермского здесь к рождеству 1909 года была учреждена Спасо - Преображенская мужская община.  Неофициально пустынь называлась Пермский Валам или Новый Фавор. Итак, в этих местах в полуверсте от горы Фавор рядом с лесом возник мужской монастырь на территории в 100 десятин. Можешь сказать, а сколько это в гектарах? Верно, сто девять.

Участок этой земли пожертвовали монастырю жители Соснинского товарищества Еловской волости.

Изначально миссионерской целью общины было обращение в официальное православие здешних старообрядцев.

По своему значению это был второй по значению монастырь после Белогорского в Пермской епархии. А 16 июля 1913 года Священный Синод обратил Фаворскую пустынь в самостоятельный монастырь и возглавил его игумен Ювеналий.

Интересно, что же имелось на ста десятинах? В основе монастыря было два деревянных храма – Спасо- Преображенский и Богородицкий с полукаменными пристроями, в которых имелись канцелярия, трапезная с библиотекой в триста пятьдесят томов. Было также и две гостиницы для приезжих богомольцев из числа простого люда и для привилегированных особ со столом, кроватью, табуретом и иконой. Известно, что в год пустынь посещало до двадцати тысяч человек. Рядом располагалась и книжная лавка с листками из Троице-Сергиевой Лавры и разными «мастерскими».

Были в хозяйстве монастырском и рукодельня, слесарная, пекарня, баня, водогрейная, три амбара, два из которых хлебных. Все сооружения были обнесены деревянным заплотом из плах высотой в одну сажень. Помнишь ли, мой читатель, сколько это-сажень то? Да, да, ровно два метра шестнадцать сантиметров.

Общая длина заплота составляла триста саженей .

При монастыре был ещё небольшой женский городок – двухэтажный деревянный дом, который населяли скотницы, просвирня, прачки. Ещё имелись помещения для стирки белья с чугунным котлом, стиральной машиной и сушильней.

Среди хозяйственных построек  числились две бани, пекарня, кузница, конюшня с сараем, скотный двор, амбары, гумно, каменная зерносушилка, кирпичеделательный сарай и печь для обжига на двадцать тысяч штук.

Здесь же на речке Селенка монахи разводили рыбу в пруду, а из роз, купленных за границей, монахи устроили розарий. Имелась и  собственная пасека. Какие хозяйственные эти монахи были!

Близ монастыря в лесу у источника стояла келья отца Вукола, бывшего насельника святой горы Афон.

Спустившись с десяток метров от интерната (который в настоящее время здесь находится) перед тобой, мой читатель, возникнет овраг, и если прислушаешься, то можно услышать журчание одного из многих спрятавшихся в горах родника. Печально и расстроено выглядывает из овражка купол деревянной часовни, который обрушился туда после того, как был разрушен Спасо- Преображенский храм.

Пройдя ещё несколько метров в направлении к горе, ты попадаешь к благоустроенному моей семьей тому самому целебному источнику, который находился когда –то рядом с деревянной часовней, и вода из которого, по энциклопедии Шумилова об Еловском районе, проистекала в чугунную чашу.

Чем ещё был известен Фаворский монастырь? Строгостью Устава и жизни своих насельников, истовым Богослужением, постоянной общедоступной проповедью, непрестанным трудом монахов, трогательным дивным пением.

Отдохнув и набрав водички целебной отправимся, мой слушатель, на гору Фавор, где почти 100 лет назад 18 июня 1916 года состоялось торжественное освящение епископом Андронником нового восьмиконечного деревянного обшитого белой жестью (зеркального) креста с живописным изображением распятого Иисуса Христа высотой в 8 саженей. В наших современных расчётах крест возвышался на высоту более17 метрови виден был с огромного расстояния аж за60 километров.

Гора эта таинственная Фавор в начале 20 века была покрыта сосновым лесом. Она очень крутая, а вот на самой её вершине имеется площадка овальной формы в несколько квадратных саженей с углублением посередине. Удивительно, что похожая подобная площадка есть на горе Фавор в Палестине, поэтому и получила наша гора Фавор название священной.

Пойдёмте дальше, но будем осторожны. Сейчас здесь сооружена лестница, а вот раньше сюда можно было добраться только очень выносливым людям. Уж очень крутая эта гора.

К сожалению, 17 метровый крест воссоздать не удалось, но новый крест из окрашенного железа в7 метровнапоминает нам о трагической истории падения и разорения иноческой обители. Крест располагается на каменном фундаменте с каменным помостом. Чуть южнее рядом с крестом располагался алтарь-часовня в честь «Воздвижения Креста Господня». Сооружен он был в память защитников Родины, убиенных в войне в мае 1915 года.

Интересен факт, что на площадке рос одинокий столетний дуб, окружённый оградкой, но лишённый коры, так как богомольцы считали её целебной и сдирали.

Известно, что одним из последних настоятелей Фаворской пустыни был Пётр, который эмигрировал в Китай с архимандритом Ювеналием в непростые для церкви 1917-18 годы. С ним же он вернулся на Родину, в 1946 году и с 1948 года служил игуменом в Троице-Сергиевой Лавре до рождества 1971 года.

Из той же энциклопедии узнаём, что в 1918 году от рук большевиков погибли 6 монахов, а на окраине Осы были расстреляны черноризцы Фаворского подворья Феодор и Георгий. В октябре зверски замучены и расстреляны за селом Елово на Осинском тракте трое послушников, так как их взяли в ряды красной армии, а они отказались воевать. 6 марта 1919 года Еловский совет рабочих и крестьянских депутатов накануне своего бегства эвакуации возложил ответственность за сохранность монастырского имущества на местных крестьян, передав им в бессрочное бесплатное пользование монастырь. 9 июня 1919 года после прихода «белых» состоялось повторное освящение храмов обители и оба они были приписаны  церкви села Елово.

Ещё один факт гласит, что 9 сентября 1921 года прошла частичная ликвидация монастыря, предметы с драгоценными металлами были конфискованы, церковное имущество отдано верующим села Елово а окончательно его закрыли 3 февраля 1922 года.

А что было дальше? Далее здесь появляется Дом Отдыха с целебными источниками.

Позже Пустынь славилась своей благотворительностью: для раненых воинов первой мировой войны здесь был устроен лазарет, а с 31 мая по 1 октября 1942 года в двухэтажном деревянном здании Фаорского Дома отдыха размещался Эвакогоспиталь № 4883. В поселении Фаор с сентября 1941 года проживало очень много эвакуированных в годы ВОВ. На территории интерната в честь 50 –летия Победы был поставлен памятник павшим воинам в годы Великой Отечественной

Закончить свою литературную экскурсию хочу словами епископа Пермского и Соликамского, который был вхож к Николаю второму. Эти слова он оставил в «Книге почётных гостей», покидая обитель: «О, прекрасная, благословенная пустыня. Какой благодатный мир вносишь ты в душу человеческую!»

Пустынь уже не восстановить, монахов с их хозяйством – тоже. Но можно помнить историю своей малой родины и с родителями благоустраивать её. Давайте творить добро!

Крылосова Варвара, 12 лет, село Елово Пермкий край