VI Детский творческий фестиваль-конкурс

logo_darovaniya_2018

Пирогова Дарья Игоревна

Эссе "Журналистика - голос горячего сердца"

Эссе о Пермской журналистике, документ в Word 32kB

У каждого из нас в жизни есть хобби. Хобби – это то, чем мы занимаемся помимо учебы и работы, характер хобби  бывает самым разнообразным. Моим увлечением уже на протяжении трёх лет является журналистика. Чем она мне нравится? Тем, что журналисты  всегда находятся в  курсе  событий, улавливают интересные  моменты жизни  и запечатлевают их. В наше время стать журналистом  нелегко и не всем удаётся пройти этот путь до конца. Причина,  я думаю, в том, что не все люди доброжелательно относятся к критике журналистов, в их адрес бывают угрозы,  они даже погибают в горячих точках планеты. Мои планы в сфере журналистики – хорошо окончить школу  и поступить в высшее учебное заведение по этой специальности, пройти путь от начинающего журналиста до профессионала.

 Я живу вблизи крупного промышленного центра -  города Перми, в котором есть журналистика по разным направлениям – политике, экономике, науке, безопасности, культуре, спорту. Мне нравится работа  журналистов  телевизионных компаний «ГТРК Пермь», «ВЕТТА», с их помощью мы  каждый день  получаем достоверную картину о  событиях происходящих в нашем большом регионе. Главной особенностью работы тележурналистов является мобильность. Печатных изданий в Перми немного, новые газеты появляются и исчезают, в киосках продают много «жёлтой» прессы, но есть одно пермское издание, которое  заслуживает особого внимания.

В своём эссе я бы хотела рассказать о пермской журналистике и о людях, которые делали и делают ей «имя».  Начало 20-го века ознаменовалось бурными историческими событиями, именно тогда,  в 1917 году родилась пермская газета «Звезда», которой в 2017 году исполнилось 100 лет.   Целый век «Звезда» освещает значимые события в крае, делает  это профессионально, ярко и главное – достоверно. Газета – это прежде всего люди, журналисты,  которые стояли у истоков газетного дела и продолжают его сегодня. Хочется назвать  имена первопроходцев: это редакторы и журналисты Л. Неверов, Б. Назаровский, А. Плеско, В. Блок и многие другие.

Но был ещё один человек в газете, судьба которого меня особенно заинтересовала, взволновала и многому научила. Аркадий Петрович Голиков приехал в Пермь осенью 1925 года и был принят на работу в качестве   журналиста. Молодой человек быстро нашёл общий язык с коллективом газеты и выбрал не самый простой литературный жанр для начинающего, он стал писать фельетоны на злобу дня, которые в дальнейшем сыграли не простую роль в его судьбе.                                                

 Чем  заинтересовал меня  этот человек? Я не сразу поняла о ком идёт речь, а А. П. Голиков оказался известным всем с детства писателем Аркадием Гайдаром, кстати, псевдоним «Гайдар» писатель взял именно в нашем городе. Много интересного я узнала о нём: очень молодым он оказался на гражданской войне, командовал полком и даже принимал судьбоносные решения для многих людей. Участие в военных действиях не прошли бесследно для здоровья Аркадия, он даже  успел полечиться в нескольких клиниках. Не зная  чем заняться после лечения, по совету товарища, А. Голиков приезжает в Пермь. Литературные способности у молодого журналиста проявлялись ещё с детства, позднее он пробовал  писать и публиковать рассказы, но это не приносило ему популярности.

 Судьбоносную же роль в жизни будущего писателя сыграли фельетоны. Не каждый журналист даже сегодня рискнёт писать в этом сложном жанре, ведь фельетон – это злободневная критика с элементами юмора и сатиры.  Первый фельетон А. Гайдара назывался «Адмотделу Пермского исполкома». В нём А. Гайдар высмеивал анкету Пермского окрисполкома и особенно 17-й вопрос о составе семей работников газеты и их общественном положении. Фельетонист выступал от имени  своих многочисленных вымышленных родственников и прямолинейно отказывался отвечать за чужую идеологию. «Тут в нынешнем нэповском окружении за своей-то получше посматривай. А это возьми-ка! И писать не стал. И не стану»[3, с.38].  Первый опыт Гайдара-фельетониста имел успех у читателей газеты и в нём уже проявился его горячий темперамент и упорство.

В бурное время перемен начала 20-го века фельетон был самым привлекательным материалом в газете. Аркадию Гайдару этот жанр особенно нравился, ведь в нём он себя чувствовал впереди всех, это была его стихия, его поле борьбы. А боролся он с буржуями, растратчиками социалистической собственности, приспособленцами, спекулянтами, частниками-нэпманами, с диким неустоявшимся бытом, духовенством, но всегда защищал рабочих и ценности революции. Свои фельетоны Гайдар пробовал писать в разных жанрах: стихах, сказке, притчи, летописи. Всего за период работы в пермской «Звезде» с 1925 года по 1927 год было опубликовано около 107 фельетонов А. Гайдара.

Однако успешно начавшаяся в газете жизнь молодого фельетониста  быстро закончилась и оказалась далеко не простой. Люди, которых высмеивал Гайдар в своих фельетонах, не всегда молча проглатывали критику,  они приходили в редакцию за объяснениями. В случае с фельетоном «Альбомные стихи», в котором Гайдар покритиковал учащихся совпартшколы за мещанство, отстаивать право журналиста на своё мнение пришлось всей редакции газеты «Звезда». Аркадий Петрович тяжело пережил этот случай,  но от своих позиций не отступил. Эта твёрдость характера Гайдара мне очень импонирует.

Фельетон «Шумит ночной Марсель» стал последним фельетоном журналиста А. Гайдара в Перми. Появился он в газете в июле 1927 года. В нём рассказывалось о судебном следователе Н. Филатове, который совмещал основную работу с игрой по вечерам в ресторанном оркестре. Фельетон был написан по моде того времени в форме киносценария и в нём была доля вымысла. Следователь Н. Филатов увидел в фельетоне наговор на себя и решил обороняться тем, что подал на автора в суд за клевету. Обиженный следователь использовал даже  своё служебное положение и  предъявил суду справку из неврологической  больницы, где проходил лечение Гайдар, однако это ему не очень помогло. Несмотря на тяжёлое для себя время Аркадий Петрович находит силы и пишет новые фельетоны о существующих непорядках. «…была не была, дай напишу, несмотря на весь отчаянный риск. Был рисковым человеком, таким, видимо, и помирать придётся. Взял и написал»[1, с. 224]. Эти слова стали своеобразной декларацией журналиста перед судом.

Суд, который всё же  состоялся,  обвинения в адрес Гайдара по статье о клевете посчитал недоказанными и его оправдал. Но слова из фельетона «…Филаша выпьем…Пей, дурак, когда предлагают, и нечего кочевряжиться, раз музыкантом зачислился, умей публике потрафлять»[3,с.226] суд посчитал оскорблением личности Н. Филатова. Мерой наказания  для журналиста стала подписка о невыезде, но следователь Н. Филатов всё же был освобождён от работы , тем самым была доказана правота автора фельетона. Этот случай показал, что фельетон – это не всегда смешно для его автора.

А. Гайдар никогда не был «удобным» человеком, не всегда он прислушивался к мнению главного редактора, который всё чаще начинает советовать автору умерить свой пыл и  переключиться на другие жанры. К сожалению, на дело А. Гайдара газетное братство сразу почти  не откликнулось, только в газете «Уральский рабочий» появилась заметка «Пермский фельетонист под судом», в которой давалась оценка приговору над журналистом. Общественное же мнение полностью поддержало писателя и  восстало против приговора суда.  Позднее в защиту А. Гайдара выступила  московская   «Правда», которая полностью поддержала работу фельетониста и это была полная победа журналистики, правда немного запоздалая.  Аркадия Гайдара в Перми уже не было, он перешёл на работу в свердловскую газету «Уральский рабочий», где его смелые фельетоны всегда печатали на первой странице. Так известный в будущем детский писатель закончил свою трудовую деятельность в пермской газете «Звезда».

Короткое время проведённое в Перми А. Гайдар вспоминал с благодарностью: здесь он стал журналистом, были сделаны первые писательские пробы, в Перми он вновь почувствовал себя  борцом за справедливость,  здесь он успел  жениться и у него родился сын Тимур.

И пусть редакция газеты «Звезда» в начале 20-го века не проявила настойчивости в защите своего журналиста, мне бы хотелось, чтобы современная  журналистика была сплочённой по всему миру и всегда отстаивала идеалы правды и справедливости.

  Современная газета «Звезда» очень изменилась за прошедшие 100 лет. Сейчас у неё современный цветной дизайн, тематика материалов соответствует нашей действительности, но одно осталось неизменным – это талант и гражданская позиция её журналистов. Сегодня я с удовольствием читаю материалы Марии Трокай на темы культуры, Захара Лободина, он освещает спорт, исторические материалы Катерины Шафиевой.  

        Таким образом, прочитав материалы о кратком периоде жизни Аркадия Гайдара в Перми, я с уверенностью  могу сказать, что именно такие люди как он, заслуживают огромного  уважения. Журналист А. Гайдар – человек с активной жизненной позицией, горячим сердцем, уверенно шедший к своей цели и  не отступавший ни при каких обстоятельствах.  Он  настоящий пример для начинающего журналиста и я  буду идти к своей цели с девизом Аркадия Гайдара: «Действуй! Двигайся! Дерзай!».

 

 

                                                                                                             

 

 

Список используемой литературы

  1. Гайдар А. собрание сочинений т. 3, М.: Просвещение, 1986г., с. 450
  2. Гайдар А. собрание сочинений т. 4, М.: Детская литература,  1975, с. 550
  3. Гинц С., Назаровский Б. , А. Гайдар на Урале.   Пермское книжное издательство, 1968г., с. 260
  4. Утром в газете. Сборник фельетонов А. Гайдара 1925-1927г. Пермь, 2016г.
  5. И на что мне иная жизнь? Аркадий Петрович Гайдар.  Газета «Звезда» от 23.03.2017
  6. Гайдаровский десант».   Газета «Звезда» от 25.07.2015
  7. Чуковский, Гайдар, Драгунский и другие дети в книге.  Газета  «Звезда»  от 01.06.2017
  8. https://godliteratury.ru/public-post/kak-pero-gaydara-chut-ne-dovelo-ego-do-t